Варианты разметки синтаксических конструкций
Сопоставительный анализ
Е.Г.Соколова
Институт лингвистики, РГГУ
Разметка основных конструкций, в которых возникают варианты установления и направления связей
Р1, Р2 … - варианты разбора разными системами |
||||||||
Напр. Связи |
пример |
Эталон |
Р1 |
Р2 |
Р3 |
Р4 |
Р5 |
Р6 |
1. Prep+S |
На горе |
→ |
→ |
→ |
← |
→ |
→ |
← |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Nk+S |
десять минут два урока |
→ → |
Нет прим |
→
|
←. ← |
← → |
→ |
← ← |
Nk1+Nk2+Nk3+S |
Сто тридцать шесть человек |
Nk1←Nk2←Nk3 Nk3→S |
|
|
|
|
|
|
3. Nk+Np+S |
В шестьдесят первом году |
←← |
|
← ← |
←← |
ОШ← |
→→ |
←← |
4. Дата: N+год |
(в) 1774 году |
→ |
|
← |
→ |
← |
→ |
← |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Cc+M2 |
и M2 |
← |
→ |
←сост! |
- |
← |
← |
← |
6. M1+Cc |
(M1 и) |
- |
← |
- |
→ |
- |
- |
- |
7. G+M1+Cc+M2 |
Увидел M1 и M2 |
G→M1 M1→M2 |
G→Cc |
G →M1 M1→ M2 |
G →M1 M1→ M2 |
G → M1 M1→ M2 |
G→M1 G→M2 |
G→M1 G→M2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Vбыть+КрПрич |
Было создано |
← |
→ |
←сост! |
← |
→ |
→ |
← |
9. (-быть)+Инф |
Стали нападать |
→ |
→ |
→ |
← |
→ |
→ |
→ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Вопрос с вопр. местоим: Q+V? |
Почему стали нападать? |
← |
← |
?? |
← |
→ |
← |
← |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. V1..S., P-r+V2 |
Пришел человек, которого я знал |
S→V2 P-r←V2 |
S→V2 P-r←V2 |
S→V2 P-r←V2 |
0→V2 P-r←V2 |
S→V2 P-r←V2 |
V1→V2 P-r←V2 |
S→V2 P-r←V2 |
13. V1+Cs+V2 или Cs+V2+V1 |
Когда вошел, сел |
V1→Cs Cs→V2 |
Cs←V2 |
?? |
|
Cs→V2 |
Cs→V2 |
Cs←V2 |
Существительное с предлогом (1): |
|
S – существительное |
Сочинительная конструкция (5-7) |
Prep – предлог |
G – хозяин сочиненной цепочки |
|
Cc – сочинительный союз |
Количественные конструкции (2-4): |
M1 – первый членили член, предшествующий сочиненному |
N – числительное, представленное числом; |
M2 – сочиненный член |
Nk – количественное числительное, представленное словом; |
Cs - Подчинительный союз |
Np – порядковое числительное, представленное словом; |
V1 – сказуемое главного предложения |
|
|
Резюме и комментарии к таблице:
Номер пункта соответствует номеру строки таблицы!
Предложение: подчинять существительное управляющему им предлогу.
Сочинение
-установлено отношение непосредственно между членами цепочки у трех участников - G→M1→(Cc←M2); так же у эталоне.
- установлено отношение от хозяина цепочки непосредственно к каждому члену цепочки у двух участников: G→M1, G→(Cc←M2) Предлагается следовать большинству.
Сложное сказуемое с краткой формой значащего слова
В предложении Id="31635-2" Потому, что они были слабы, их влияние в массах было слабое. представлено два разных типа сказуемых:
«были←слабы» - краткая предикативная форма с вспомогательным глаголом;
«было→слабое» - сложное именное сказуемое со связкой «быть».
Нам кажется естественным различать эти два типа. В отличие от полных прилагательных, краткие всегда ведут себя аналогично личной форме глагола, поэтому удобно считать, что глагол «быть» в настоящем времени просто поглощен этой формой, существует внутри нее, превращая ее в своего рода предикатив. В отличие от краткого полное прилагательное полифункционально, у него, как и у существительного, в роли сказуемого предполагается наличие нулевой связки, например, «сильный мальчик, он (есть) сильный, он (есть) силач».