Skip to main content
50 лет ОТиПЛу logo
Главная » Блоги » Timur Maisak's блог
  • История
    • О создании...
    • Воспоминания
    • АЛОЭ
  • Люди
    • Преподаватели
    • Список выпускников
    • In memoriam
    • Поздравления
  • Экспедиции
    • Фильмы
      • Еда...
      • Хиналуг-2007
    • Фото
  • Фото
    • Повседневная жизнь кафедры
    • Праздники и значимые события
    • Экспедиции
    • Преподаватели
    • Студенты
  • Фольклор
    • Экспедиционное
    • Неэкспедиционное
    • Словарь
    • АЛОЭ
    • Тест на осиплость

Борисова Елена Георгиевна, выпуск 1977 г.

Опубликовано Timur Maisak в Пт, 10/29/2010 - 22:14

В начале жизни…

 

Я, Широкова Лена (сейчас Борисова Елена Георгиевна), училась в 1972-1977 годах — как теперь видно, была ближе к началу отделения, чем многие ныне действующие лингвисты. Поэтому имею право на мемуары!

Начало — 1 сентября 1972г., первая пара. Входит Андрей Анатольевич Зализняк — я его уже знала по олимпиадам, листает какое-то издание кафедры (кажется, это был сборник олимпиадных задач, только что напечатанный), потом поднимает голову и спрашивает: «Вам уже объяснили, что научиться чему-то здесь могут только те, кто сам этого хочет?». Я хотела. И получила свое.

Об Андрее Анатольевиче написали, думаю, многие. Я же хочу добавить, что спустя много-много лет мы с еще одной его ученицей, Е.Н.Зарецкой, поняли и объявили урби эт орби, что А.А.Зализняк был основателем гедонистического подхода в лингвистике — когда исследование доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. В трудные, скудные на удовольствия девяностые годы этот подход очень скрашивал жизнь. И вообще наполнил ее новыми красками и музыкой небесных сфер.

Еще один восторг первого курса — конференция в Институте славяноведения в марте  1973 г. Запомнился уже преклонных лет А.А.Реформатский. Но главное впечатление — от другого, от блестящего доклада Владимира Антоновича Дыбо, построившего математическую (сик!) модель расстановки ударений в абхазо-адыгских языках и связавший ее с тоновой природой ударения в праязыке. Это положило начало «тоновой лихорадке», где отметились Сережа Старостин (не могу добавить — «покойный», слишком тяжело), Серега Николаев, потом Анечка Дыбо  - и многие другие.

И, наконец, студенческая конференция в Тарту, я пишу первые в жизни тезисы, А.А.Зализняк дает добро, я впервые еду одна в незнакомый город. А там — и жизнь другая: барокко, готика, фуражки у студентов и школьников,  и знаменитый Лотман. И свои — на конференцию приехали Ира Лопатина, Валерий Демьянков, молодые аспиранты, с которыми вроде как и на равных. Впрочем, доклад (об использовании фразеологизмов для реконструкции архаичного управления) прошел незаметно, что-то возражал только Лев Львович Буланин, привезший ленинградских студентов. В дальнейшем мы нередко с ними встречались — то они приедут на нашу студенческую конференцию, то мы к ним в ЛГУ. Иногда спорили из-за определения фонемы: как же, разные школы!

И, может, самое судьбоносное: на занятия приходит Мельчук, невысокий, рыжеволосый, безумно энергичный и уверенный. Тогда по его приглашению мы стали ходить на психфак, где Игорь Александрович вел общий курс с А.Р.Лурией: Мельчук докладывал свою модель «Смысл — Текст», а Александр Романович высказывал свои соображения, как эта модель может подтверждаться наблюдениям над афатиками. Слушали эти комментированные лекции мы и психологи, которые от нас отличались белыми халатами. А происходило это все в клинике Россолимо. В течение многих лет я была верным адептом этой школы. Сейчас, конечно, наработано уже многое, делающее отдельные места модели устаревшими. Но просто они вошли в наши построения, лежат в фундаменте. А мы строим дом дальше.

Не ко всем преподавателям у нас было такое восторженное отношение. Мы знали, к примеру, что С.К.Шаумян — выдающийся ученый. Но принять его грамматики, которые он читал как курс общего синтаксиса, не могли. Тратили время его лекций на сочинение пародий. Одна, помню, была посвящена соответствиям синтаксических структур и деревьев разных пород: рисовали скелеты елок, берез, ив — и привязывали к ним примеры.

Наш курс был довольно обычный, без особо ярких звезд. Но были и свои барды: Ира Олехова пела под гитару, а Оля Сардановская (она ушла из жизни 20 лет назад, это наша большая боль) пела романсы. Ну, и сочиняли — и свое, осипловское, и общефилологическое. Я помню куплеты:

Филологицкий факультет,
Тебя родней на свете нет:
Фонемы, брат, морфемы, брат, проблемы.
Тобой доволен выше слов
Декан любимый Соколов
И все мы, брат, и все мы, брат, и все мы.

Деканом у нас действительно был Соколов, что говорит о новизне — для того времени — этой песенки. Каждое отделение туда что-то добавляло. Наш вклад (думаю, олеховский мой, а если учесть серьезную поэтическую карьеру Оли Дудоладовой и Тани Грингольц — то, видимо, и их) таков:

Все, что читает Шаумян –
Сплошной обман, сплошной обман.
Душа его идей не принимает.
Пускай для нас весь курс наук
Прочтет Мельчук, прочтет Мельчук:
Он в этом вроде что-то понимает!

(Во наглые были!)

И еще один куплет помню:

Сказал Успенский: «Что скрывать,
И матанализ надо знать!»
Как смело, брат, как смело, брат, как смело!
Как провозвестник перемен
Пришел разбойник Алик Штерн —
И мы уже доходим до предела.

Освоили мы и предел под руководством очаровавшего нас А.Штерна (не помню, почему его звали разбойник), и тервер в исполнении Прохорова. Но, конечно, Успенский — это неподражаемо. Это так же красиво, как Зализняк, читающий нам санскрит. При том, что языки мы любили, а математику — не всегда. Но смешно сказать, то, что Владимир Андреич Успенский нам рассказывал, я применила во вполне филологическом описании русского языка как иностранного, в моделировании несвободной сочетаемости и много где еще. А вот матлогика, которую читал преподаватель по прозвищу Пушкин, меня шокировала: полгода мы изучали лямбда-конверсные преобразования, совершенно не понимая, за что нам эти мучения. Когда я попыталась спросить об этом, он ответил: ну, это использует в своих построениях Шаумян. Учитывая написанное выше, мы, как читатель уже понял, вовсе не были уверены, что это действительно нужно. И только окончив, сдав, получив диплом, я случайно узнала, что эти преобразования — эквивалент Гилбертова исчисления, попытка построить аксиоматическую систему, моделирующую логический вывод. Ну почему математики так уверены, что все априори понимают, в чем смысл этих бесконечных формул! Да большинство даже не знает, что этот смысл — есть!

Кстати, вспомнились  еще строчки (тут авторство точно принадлежит Олеховой):

К нам прибегает Скорняков
С самих мехматовских верхов…

А потом о философии, которую вел преподаватель по фамилии Воробей:

К нам прилетает Воробей,
Блестя ученостью своей,
Щебечет, брат, чирикает, порхает.
А нам не нужно Гегелей,
Нам нужно больше хахалей –
Пусть знает он, пусть знает он, пусть знает!

Кстати, наряду с весьма ортодоксальными преподавателями всех этих марксизмов были и вполне разумные профессора, уважавшие студентов, способные к дискуссии. О них были такие строчки:

С нас не спускает глаз своих
Семен Семеныч Гольдентрихт
И баба, брат, и баба, брат, и Катя.

Уже в аспирантуре на семинаре у Семен Семеныча я объясняла, что Маркс с Энгельсом, выведя из гегелевской диалектики понятие духа, лишили ее целостности. На что старенький профессор спокойно отвечал: «Что ж, далеко не все уже сделано в диалектическом материализме»! А на экзамен он, уже осознав мой детский нонконфрмизм, пригласил прийти пораньше, чтобы я все сдала до появления еще одной преподавательницы, принимавшей с ним в паре — той самой «бабы Кати».

Можно вспомнить «картошку» — счастливейшее время, когда после работы мы читали друг другу свои стихи, ходили гулять за околицу (парами), спорили довольно откровенно. Даже занятия по военной подготовке вспоминаются с удовольствием: для девушек это была единственная возможность познакомиться с основами перевода, т.к. на языковых занятиях мы специально переводом не занимались. А у юношей и вообще специальность была такая, что я не удивляюсь тем работами по речевому воздействию, которыми прославились А.Баранов, П.Паршин: именно этому их и учили майоры с капитанами. Нам, девушкам, нельзя было входить в их спецкабинет, но мне удалось пробраться, и я с интересом изучала образцы самых разных листовок — и немецких, и американских, и наших.

Об экспедициях, надеюсь, вспоминают многие. Действительно, четыре лета — одно на Камчатке с Б.Ю.Городецким, три в Дагестане с А.Е.Кибриком — открыли для меня страну, другие народы, другие способы существования.

А Владимир Андреевич Звегинцев читал нам курс истории языкознания. Мы с ним все это переживали заново. О многих он рассказывал как о своих знакомых. Особенно интересно — о Поливанове, у которого он учился в Ташкенте.

Да. Оглядываясь назад, понимаешь, что писать можно долго. Вспомнить и об олимпиадах и кружке, приведших нас на отделение. И о том, как изучали древние языки под руководством Зализняка. Как старенький Жинкин чередовал описание установленного им мыслительного кода с воспоминаниями о дружбе с артистом Качаловым. И потом аспирантура, когда начала сама преподавать — и до сих пор продолжаю. И почти детективная история, когда кафедру вдруг ликвидируют, мы с Ирой Корнилаевой должны пересдавать специальность — решили защищаться по русскому, и за три дня до экзамена обнаружили, что еще и древнерусский сдавать. И сдали. И как потом приходили на отделение на конференции, на послеэкспедиционные лекции А.А.Зализняка, а изредка и самой спецкурс удавалось получить.

В общем, ОСИПЛ- это вся наша жизнь. Мы могли бы стать хорошими исследователями и без него — сколько нынче есть талантливых лингвистов, учившихся в других местах! Но вот счастливых моментов было бы поменьше, это точно.

Поэтому — спасибо. Всем. За все.

  • Борисова
  • Воспоминания
  • выпуск 1977
  • Зализняк
  • Мельчук
  • Успенский
  • Шаумян
  • Timur Maisak's блог
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Архипов Зализняк Кибрик Кобозева Коми Кузнецов Ломоносовские чтения Мишар Мишлеш Мужи Поздравления Поливанова Преподаватели Успенский Шиханович Юбилей кафедры выпуск 1972 выпуск 2000 защита дипломов компаративистика олимпиада студенты фольклор экспедиции
Целое облако
Что такое OpenID?
  • Войти по OpenID
  • Скрыть вход по OpenID
  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • ABBYY
  • AviComp
  • Официальный сайт кафедры
  • Звегинцевская конференция
  • Лингвистические олимпиады
  • О В.А.Звегинцеве