Вернуться к обычному виду


Блоги

Библиотека

Жив курилка (1988-1993)

Жив курилка (1988-1993)

Новый учебный 1988 год ОСиПЛ начинало в новом качестве. Просуществовавшая бесславно шесть лет объединенная кафедра общего, сравнительно-исторического и прикладного языкознания была разделена, и то что осталось от кафедры структурной и прикладной лингвистики, выделилось в кафедру прикладного языкознания (новое название кафедры родилось где-то в недрах администрации и с коллективом не согласовывалось). За эти годы кафедра понесла большие потери. Умер в опале В. А. Звегинцев, изгнан с кафедры профессор А. А. Зализняк — кумир студентов и один из выдающихся лингвистов современности, покинули кафедру ее опытнейшие преподаватели Б. Ю. Городецкий и А. К. Поливанова, а также замечательный знаток фонетики и фонологии С. В. Кодзасов, несколько позже кафедра лишилась главного двигателя учебного процесса А. И. Кузнецовой, возглавившей открывающуюся кафедру финно-угорской филологии, и незаменимого друга и защитника студентов, бессменной лаборантки кафедры Надежды Ивановны Акимовой.

Разделение кафедр сопровождалось также отделением лаборатории, которую Звегинцев так старательно создавал, считая необходимым подразделением кафедры, и приданием ей статуса независимой межкафедральной Лаборатории фонетики и речевой коммуникации.

В довершение всего приказ о создании кафедры прикладного языкознания парадоксальным образом не предусматривал в ее штатном расписании должности заведующего. Для исправления этой оплошности понадобилось более трех лет и упразднения института парткомов. Лишь в марте 1992 года был избран в результате конкурса на альтернативной основе новый заведующий (А. Е. Кибрик).

С 1988 года начинается восстановление кафедры и ее институтов. Начиная с 1986 года возобновляются студенческие экспедиции по изучению малых языков под руководством А. Е. Кибрика. В 1989 году, после перерыва, вновь проводятся Олимпиады, теперь уже совместно с народившимися родственными кафедрами московских вузов: в Историко-архивном институте в 1987 году была создана кафедра теоретической и прикладной лингвистики (под руководством бывшего выпускника ОСиПЛа А. Н. Барулина), а в 1991 году институт был преобразован в Российский гуманитарный университет с факультетом теоретической и прикладной лингвистики; в МГПИИЯ (с 1990 года — Лингвистический университет) в 1988 году было открыто отделение прикладной лингвистики под эгидой двух кафедр — прикладной и экспериментальной лингвистики (под руководством Р. К. Потаповой) и лингвистической семантики (под руководством Б. Ю. Городецкого).

С 1989 года кафедра начинает работу по новому учебному плану, включающему в себя все ценное из осипловской традиции и учитывающему происшедшие в науке изменения. А именно вводится два системных цикла: "прикладные лингвистические дисциплины" и "смежные научные дисциплины" (культурология, семиотика, анализ литературного текста, социология, психология, информатика, искусственный интеллект). В новой исторической ситуации, когда кадровый состав кафедры значительно ослаблен, основной упор делается на активное привлечение к преподаванию (как основных, так и специальных курсов) бывших выпускников отделения, ныне активно работающих в большой науке.

В марте 1992 года кафедра и отделение переименовываются, им возвращается первоначальное название. Теперь это кафедра (и отделение) теоретической и прикладной лингвистики.

В последнее время коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране, изменился факультет. Ушли в небытие многие надуманные трудности ОТиПЛа, раздиравшие его противоречия. Доказательством тому является сама возможность написания и публикации данного очерка. Есть и другие симптомы появления новых возможностей для ОТиПЛа. 1992 год стал годом компьютерной революции на отделении. В течение тридцати лет работая на совершенствование компьютерного естественно-языкового интерфейса, кафедра не располагала компьютерной техникой, несмотря на бесчисленные обращения и призывы к начальству. Теперь же она получила от факультета компьютерный парк для обеспечения научной и учебной работы по инициативе самого декана! И, прямо скажем, не в самый для нашего отечества экономически благополучный год. Это вселяет надежду.

После кончины В. А. Звегинцева выпускники ОСиПЛа приняли решение проводить свои традиционные научные чтения в день рождения В. А. Звегинцева — 31 октября (раньше они проводились весной) и присвоить им название Звегинцевских чтений. Первые такие чтения состоялись в 1988, вторые в 1990, третьи — в 1993 году. (Эта новая традиция, приуроченная ко дню рождения основателя отделения, своими корнями уходит в более ранние времена: с 1967 по 1982 год на кафедре ежегодно в этот день выходил секретный самиздатовский журнал "Алоэ", адресованный исключительно юбиляру; в нем озорные сотрудники кафедры бесцензурно отводили душу на радость и утешение заву).

Несмотря на трудную, временами трагическую историю ОСиПЛа, ему есть чем гордиться. За 33 года его существования ОСиПЛ окончило около 600 человек. Широка география, богата палитра их деятельности. Не говоря о Москве и многих городах бывшего Союза, осипловцы успешно конкурируют на уровне мировых стандартов в США, Бразилии, Австралии, Швеции, Финляндии, Франции, ФРГ, Голландии, Австрии, Израиле... Более дюжины из них ныне доктора наук, около сотни — кандидаты. В академической науке они составляют значительную часть лингвистических кадров среднего и молодого поколения. И успешно работают в самых разных областях: общее языкознание, история языкознания, сравнительно-историческое языкознание, типология, психолингвистика, социолингвистика, русистика, славистика, русский как иностранный, тюркология, японистика, африканистика, америндистика, китаистика, финно-угроведение... В прикладных областях — машинный перевод, информатика, библиотековедение, автоматизированные системы управления, автоматическое реферирование, автоматический анализ и синтез речи, автоматическая лексикография, базы знаний, представление знаний, искусственный интеллект, программирование лингвистических процессоров... Трудно найти такое лингвистическое направление, в котором не нашлось бы специалиста-осипловца (вспоминается дагестанская поговорка: разрежь любой арбуз, и оттуда выскочит лакец; случайно ли экспедиции начались с лакского языка?).

Многие выпускники нашли себя не в науке, а в практических областях: они успешно преподают русский язык, иностранные языки, математику, программируют, даже снимают фильмы...

Сейчас ОТиПЛ приобретает второе дыхание, и есть шансы на его возрождение. Для этого, кроме многих прочих условий, необходима историческая память и бережное сохранение добрых традиций, рождавшихся в романтических поисках, и, в особеноости, сохранение романтической традиции постоянных поисков нового.


Обучающие курсы