Заведующий отделом христианской культуры до 2004 года,
академик
Сергей Сергеевич Аверинцев — историк идей, филолог, богослов, создавший собственную методологию исследования литературной и художественной культуры. Методология гуманитарных исследований, разработанная С.С. Аверинцевым, зиждется на особом внимании к специфике художественного слова, изучаемого в широкой идейно-мировоззренческой перспективе. С.С. Аверинцева можно отнести к тем немногим учёным, которые были моральны не только в жизни, но и в конкретных научных суждениях и разработках. Можно сказать, что нравственная безупречность его жизни распространялась и на содержание его трудов. Моральный критерий в этих трудах был не менее важен, чем эстетический.
В ранних своих трудах С.С. Аверинцев исследовал особенности становления жанров, возникающих из внесловесного и внелитературного материала. Так, биография плутарховского типа трактовалась им как соединение прикладной комментаторской традиции жизнеописаний и масштабного исторического чувства, возникшего на рубеже эр, в период интеллектуального брожения и формирования второй софистики. С.С. Аверинцев рассмотрел труды крупнейших западных теоретиков культуры ХХ в., таких как Хёйзинга, Юнг, Шпенглер и др. как новый тип гуманитарного метода, пришедший на смену «психологизму» XIX в. Если психологизм XIX в. рассматривал научный рационализм как оформление и завершение «внутренней данности человека», прежде всего его предрасположенности к познанию, то мыслители XX в. уже понимали, что сама эта внутренняя данность требует проблематизации и подробного научного исследования. Только такая проблематизация психологических предпосылок познания позволит непротиворечиво построить язык гуманитарной науки. С.С. Аверинцев был едва ли не первым, кто перенёс эту новую гуманитарную культуру на отечественную почву.
На следующем этапе своего научного творчества С.С. Аверинцев исследует культуру переломных эпох, таких как ранняя Византия, Европа периода от клюнийской реформы до высокой схоластики и францисканского движения, ранний немецкий романтизм и другие важнейшие для европейского самосознания эпохи. При этом характеристики этих эпох отличаются от тех расхожих характеристик, которые были приняты в отечественной историографии. Например, Возрождение было рассмотрено им не как переоценка ценностей или создание новых, но как актуализация тех ценностей (прежде всего живописной изобразительности), которые были созданы ещё в античности, но оттеснены на задний план средневековым требованием сосредоточения смысла в непротиворечивом схоластическом слове. Особенно подробно С.С. Аверинцев исследовал сложнейшие процессы формирования ранневизантийской христианской культуры, считая её парадигматичной для развития всех восточнохристианских культур. Его монография «Поэтика ранневизантийской литературы» прежде всего утверждает, что отмирающие античные жанры выражения и мышления усваиваются новой интеллектуальной культурой уже как рабочие приёмы мышления и речи. Такое переосмысление наследия античности, смелое обращение с ним, отличающее раннее христианство, позволило создать небывалый культурный синтез.
Впоследствии С.С. Аверинцев выдвигает идею риторического канона европейской культуры, довлевшего ей до победы в литературе романа новоевропейского типа. Этот риторический канон аккумулирует различные формы античного рационализма, в том числе и самые отвлечённые, такие как философия и наука. Такая тотальная власть риторики над мышлением оказалась возможна потому, что риторический канон требовал выражать в слове любую мысль, не оставляя места «невыразимому» и подчиняя интуицию требованиям ума. Риторическая культура — это культура прояснения умом чувства и культура почтения к уму как к высшей способности человека. Единственное, что могло поколебать этот риторический канон, покрывающий собой большую часть европейской истории — это влияние в Европе инородных ей культур, в которых авторитетным статусом могли обладать те жанры, которые в европейской традиции просто не были бы отнесены к «литературе». Так, С.С. Аверинцев исследовал влияние ближневосточной христианской литературы на европейскую богословскую традицию, указывая на создание в результате этого влияния своеобразных форм аскетики и мистики.
Наконец, на последнем этапе своей научной деятельности С.С. Аверинцев исследовал, каковы минимальные условия возникновения теологии. С.С. Аверинцев настаивал на том, что язык теологии — это язык, интенция которого понятна сразу. Тем самым он сближал теологию с поэзией, как формой выражения мысли, требующей целостного восприятия, и противопоставлял теологию идеологии, указывая на фрагментарность любых идеологий. По утверждению С.С. Аверинцева, идеологическое высказывание мифологизирует частный эстетический опыт, придавая ему ложное историческое измерение, тогда как теология не служит никакому опыту, но напротив, включает в себя некоторые гуманитарные дисциплины, придавая им новый смысл. Выражение «философия — служанка теологии» приобретает в трудах С.С. Аверинцева последних лет неожиданный смысл: философия устанавливает отношения между вещами, доступными человеческому познанию, тогда как теология даёт опыт непосредственного общения с божественным замыслом.
Работа С.С. Аверинцева в Институте мировой культуры МГУ была посвящена исследованию оснований христианской культуры. Под руководством С.С. Аверинцева были исследованы целые области европейской культуры, в которых влияние христианства было решающим. Так, было исследовано влияние христианства на язык поэзии и привнесение в поэтическую традицию исторических и мистических идей. Было исследовано новое понимание добродетелей, таких как мужество и справедливость. Христианство порвало с языческим пониманием этих добродетелей и связало их с ценностью свободы каждого человека. Было исследовано также христианское просвещение как особая форма проповеди. Христианское просвещение соединяет самые тонкие философские идеи с глубоко личным, эмоциональным и рациональным одновременно, переживанием целостного богословского откровения.
Библиография трудов С.С. Аверинцева содержится в книге:
Аверинцев Сергей Сергеевич, 1937—2004. / ред. Аверинцева Н.П. М.: Наука, 2005. 176 с. (Биобиблиография ученых).
Наиболее подробное собрание электронных версий трудов С.С. Аверинцева
http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=851&art_id=6736&page=1
(в рубрике «наши публикации» — «люди Церкви» — С.С. Аверинцев)