Марианна Казимировна Трофимова

Ведущий научный сотрудник отдела культуры древностей ИМК МГУ,
доктор исторических наук

Curriculum Vitae

Марианна Казимировна Трофимова, родилась в 1926 г. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Мировой культуры МГУ. В 1949г. окончила Исторический факультет МГУ по кафедре истории древнего мира. В 1957 г. принята на работу в Институт истории АН СССР (ныне ИВИ РАН), где проработала до 2006 г. В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формы экономических связей в раннеэллинистический период», а в 1999 г. докторскую на тему «Гностицизм как историко-культурная проблема в свете коптских текстов из Наг Хаммади».

М.К.Трофимова – специалист в области древней истории. Первоначально в центре ее научных интересов были вопросы, касающиеся истории эллинизма: пиратство, боспорско-египетская торговля, утопии. Позднее занималась анализом текстов Нового Завета в связи с темой «христианство и рабство». В 60-х гг. приступила к изучению и переводу коптских рукописей из Наг Хаммади, исследованию христианской апокрифики, а также к рассмотрению проблемы гностицизма как таковой. В дальнейшем именно эти направления стали основными в ее научной работе.

М.К.Трофимова – автор более, чем ста опубликованных работ. Наибольшую известность получили ее труды, посвященные коптским гностическим текстам. В своих переводах этих текстов и их интерпретации в историко-культурном и философском плане она первой в отечественной науке обратилась к изучению бесценного собрания рукописей из Наг Хаммади, проливающих свет на одну из важных сторон духовной жизни античной культуры. Результаты этого цикла исследований отражены в книгах «Историко-философские проблемы гностицизма» (М. 1979), «Апокрифы древних христиан» (совместно с И.С.Свенцицкой. М. 1989; 2004) и ряде других статей, докладов и публикаций.

С целью подготовить специалистов для работы с коптскими рукописями М.К.Трофимова с начала 90-х гг. стала преподавать коптский язык сначала в Свято-Тихоновском богословском институте, а затем в МГУ: на Философском факультете и в Институте мировой культуры. В МГУ был прочитан также курс лекций «Введение в изучение коптских гностических рукописей». В помощь желающим начать изучение коптского языка М.К.Трофимова перевела, дополнила и комментировала «Введение в коптскую грамматику» Д. Пламли (перевод издан в 1999г.).

На протяжении многих лет М.К.Трофимова была членом редколлегии и редакционного совета журнала «Вестник древней истории».

М.К.Трофимова участвовала в работе ряда международных конгрессов по истории древнего мира и работала в Париже по стипендии Maison des Sciences de l’Нomme.

М.К.Трофимова продолжает разработку проблемы гностицизма в разных ее аспектах. В настоящее время, помимо освоения новых источников по этой теме, она готовит к изданию собрание прошлых своих работ, связанных с коптскими гностическими текстами из Наг Хаммади, а также свой полный перевод «Пистис Софии», сопровождаемый коптским текстом. Продолжается также ее руководство семинаром по чтению коптских гностических текстов в Институте мировой культуры МГУ.

Основные работы

  1. Из истории эллинистической экономики (К вопросу о торговой конкуренции Боспора и Египта в III веке до н. э.) // ВДИ. 1961. № 2.
  2. Пиратство в Восточном Средиземноморье в III в. до н. э. (К изучению источников форм зависимости в эллинистический период). В кн.: К.К.Зельин, М.К.Трофимова. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. В серии: Исследования по истории рабства в античном мире. М. “Наука”. 1969.
  3. Христианство и рабство (по данным новозаветной литературы). В кн.: Е.М.Штаерман, М.К.Трофимова. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). В серии: Исследования по истории рабства в античном мире. М. “Наука”. 1971.
  4. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М.“Наука”. 1979.
  5. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади. В кн.: Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии: И.С.Свенцицкая. М.К.Трофимова. М. “Мысль”. 1989.
  6. Из истории ключевой темы гностических текстов // АН СССР. Ин. слав. и балк. Ин. языкозн. Палеобалканистика и античность. Сб. науч. трудов. М. “Наука”. 1989.
  7. Гром. Совершенный Ум (Наг- Хаммади, VI, 2) // Труды по знаковым системам. Вып. 23.Ученые записки Тартуского университета, вып. 855. Тарту. 1989.
  8. Эллинистические утопии. В кн.: Эллинизм. Восток и Запад. М. “Наука”. 1992.
  9. К вопросу о гностической тайне // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1989–1990. М. “Наука”. 1993.
  10. Четвертая книга “Пистис Софии”. Вступительная статья, перевод с коптского, примечания и послесловие // ВДИ. 1999. № 4; 2000. № 1.
  11. Гностическая экзегеза псалмов Давида и од Соломона (“Пистис София”, гл. 29–82) // Colloquia classica et indogermanica. III. Классическая филология и индоевропейское языкознание. СПб. “Наука”. 2002.
  12. Древние гностические тексты. В кн.: Апокрифы древних христиан. Перевод и исследование: И.С.Свенцицкая. М.К.Трофимова. М. “Сфера”. 2004.
  13. Понятие “варвары” в коптских гностических текстах // Античная цивилизация и варвары. М. “Наука”. 2006.
  14. Древний гнозис и размышления Марселя Пруста о художественном творчестве // Текст и комментарий. М. “Наука”. 2006.