Дорогие коллеги!
Возобновил работу Центр текстологии и стиховедения (ЦТС) ИРЯ РАН под руководством д.ф.н. Н. В. Перцова. Во вторник, 28 ноября, в 17:00 в Малом зале Института (комн. 4) состоится второе открытое заседание.
С докладом на тему «Генезис русского литературного тактовика и проблема трансфера иноязычных метрических форм» выступит В.С. Полилова.
Аннотация доклада
В. С. Полилова.
Генезис русского литературного тактовика и проблема трансфера иноязычных метрических форм
Докладчик предлагает обсудить проблему генезиса и развития того типа русского литературного неклассического стиха, который принято называть тактовиком: в нем при постоянном числе ударений междуиктовый интервал колеблется в диапазоне 1–3 слога (или 0–2 слога).
Понятие тактовик было введено в теорию стиха А. П. Квятковским в конце 1920-х годов. Об акцентном (тоническом) стихе разных типов писали во второй половине 1920-х В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский, А. В. Артюшков, позже это понятие развивал Г. А. Шенгели. Статистический анализ такого стиха в 1960-е годы начался с изучения С.П. Бобровым, А.Н. Колмогоровым и М.Л. Гаспаровым фольклорных стилизаций Пушкина и Лермонтова, поэзии Востокова и русских былин. М. Л. Гаспаров в статье 1968 года «Тактовик в русском стихосложении XX в.» и в книге 1974 года «Современный русский стих» представил результаты обширного статистического анализа тактовика и предложил то понимание природы этого метра и его генезиса, которое стало в стиховедении основным. В 1975 году увидела свет вторая по значимости работа, посвященная тактовику, — статья Дж. Бейли «The development of striсt accentual verse in Russian literary poetry». Таким образом, М. Л. Гаспаров и Дж. Бейли более сорока лет назад, применив методы статистического анализа к стиху с объемом междуударных интервалов, колеблющимся в трехвариантном диапазоне двух типов — 0-1-2, 1-2-3, разработали ту систему описания ритма такого стиха и ту номенклатуру ритмических форм, которыми пользуются стиховеды сегодня. Гаспаров писал, что тактовик появился из дольника, постепенно расшатываемого введением всё более обильных «недозволенных» трехсложных интервалов (хотя в целом его взгляд на проблему сложнее, особенно это видно в его анализах конкретных примеров). Однако Дж. Бейли подчеркивал, что время рождения (или скорее время начала вхождения в число канонических метрических форм) литературных дольника и тактовика относится к одному и тому же периоду — 1890-м годам, а значит — один метр невозможно считать результатом расшатывания другого. Проблема генезиса русского тонического стиха с тех пор так и не решена (подступы к ее решению содержатся в недавних работах В. Семенова, К. М. Корчагина, В.А. Плунгяна и др.). Кроме того, как показали последние наблюдения, в действительности не решена и проблема выделения тактовика и отделения его от дольника (об этом, в частности, говорил в последние годы С. Е. Ляпин, см. также работы В. А. Плунгяна).
Будут представлены наблюдения и размышления над обозначенной проблемой, в качестве материала будут взяты текстов русских символистов, прежде всего Блока и Бальмонта.
Особое внимание предполагается уделить ритмическим особенностям «прерывистых строк» — неклассического стиха Константина Бальмонта, который соответствует схеме полноударного 4-иктного тактовика, но, по мнению докладчика, обладает отчетливой более строгой метрической структурой, указывающей на происхождение этой формы путем соединения двух силлабо-тонических полустиший.
Также специальное внимание будет уделено вопросу влияния иноязычных метрических форм на становление русского дольника и тактовика. Будет показано, как переводы (например выполненные Бальмонтом и Гумилёвым) становятся полем для метрических экспериментов: стремление передать формальные особенности подлинника ведет к употреблению новых форм.